Твоя Паша, январь 1944 г.
Надпись подпольщицы П. Савельевой на стене тюремной камеры в Луцке
Наш коллектив к 9 мая напечатал около 2 000 писем с фронта
и заказал 1 000 писем из г. Красноярска. Много времени ушло на сворачивание писем в треугольники
.
Писем было очень много, но взялись за эту работу, потому что без сворачивания что-то теряется. Треугольник, сама технология изготовления конверта отсылает нас к опыту дедов, воевавших за Родину. Само тело, руки говорят сознанию — ты делаешь то, что делали твои деды, ты — их внук или внучка. Разворачивание письма — ритуал, открывающий глубины эмоциональной народной памяти. Кроме того, сворачивание такого количества писем очень сплачивает организацию.
На 9 мая все участники пришли к назначенному месту на пл. Ленина за полчаса до начала городской демонстрации. Раздали большую часть писем там. И это произошло неожиданно быстро. Вид писем вызывал горячий ажиотаж у людей. Просто руки чуть не отрывали вместе с письмами. Меньшую часть писем оставили для того, чтобы раздать на берегу, у Вечного огня.
Нам помогали представители и подрастающего поколения. Все участники акции получили самые положительные впечатления от своих действий и от реакции людей на вручение писем.
К нашей работе по превращению листовок в письма
подключились молодые ребята, которые разделяют наши взгляды. 9 мая они ездили по городу на велосипедах и раздавали письма с фронта
. Они нам очень помогли. С боевым крещением, ребята!
Мы не стали организовывать сосредоточенный пикет с уведомлением администрации города. Акция шла в контексте праздника, укрепления патриотических настроений и не имела оппозиционного оттенка. Потому посчитали, что безопасность участников обеспечена самим смыслом празника, а эффективность передвижения по городу с письмами была подтверждена практикой раздачи 3 000 писем за 2 часа.
Перед тем как закончить свою акцию, мы сфотографировались.
До встречи в СССР!