Суббота.
Здравствуйте, дорогие родные, папа, Вася, Шура, Вера и Геночка. Всем вам я шлю горячий воинский привет и желаю всего наилучшего в вашей столичной жизни. Сообщаю, что я пока жив и здоров — того и желаю вам.
В первых строках своего письма спешу сообщить, что письма ваши — одно от папы, посланное им 15 декабря, и от Веры, посланное также в этот день, — [получил], за это большое вам спасибо. Сегодня я решил написать вам письмо в связи с тем, что мы скоро уезжаем из Ярославля — по всей видимости, на фронт. В 4 часа я узнаю это точно и тогда напишу вам письмо отдельно.
Дорогие родные! 15 декабря, как раз в день моего рождения, когда мне исполнилось 18 лет, у меня какой то негодяй украл 150 р. денег во время моего ночного сна. Таким образом, у меня сейчас нет ни копейки денег. Вероятно, мне выезжать завтра, и поэтому вам нет никакой возможности прислать мне их. Но ладно, ничего, обойдусь, как-нибудь, и без них. С дороги постараюсь слать вам письма почаще, а когда приеду на место, сообщу вам новый адрес. Вероятно, мы отправимся под Сталинград. Недавно получил письмо от дяди Паши, но ответ ему ещё не написал, потому что было некогда (но постараюсь послать ему в ближайшее время).
Сейчас голова моя окутана каким-то дымом... Передо мною проносится вся прожитая мною жизнь и я, всё же, делаю заключение, что я её прожил не так, как нужно... Слишком я был беззаботлив и не привил себе никаких практических навыков. Дорогой папочка! Когда ты мне делал справедливые замечания, я огрызался и грубил тебе. Теперь я понял, насколько я глупо и несправедливо к тебе относился — надеюсь, папа, ты простишь меня за это. Передо мной проходит моя школьная жизнь — пожалуй, самая счастливая пора моей жизни. Я готовился поступить в техникум или выбрать себе ещё какую-нибудь любимую специальность, — но увы! Все мечты эти рассеялись в прах и от них ничего не осталось. Последний год моей работы на заводе (как раз перед армией) был менее счастлив, ибо та специальность, по которой я работал, мне не нравилась, но, тем не менее, я работал с охотой и увлечением. Наконец, проводы в армию... Вспоминаю папу, Васю, Шуру, Веру — все ваши лица стоят передо мною такими неразборчиво последний раз. Особенно запомнилось отчётливо мне лицо отца, когда мы с ним обнялись и поцеловались. Кто знает, может быть я виделся с ним, а также и с вами, в последний раз.
Спешу закончить своё письмо. Время — 3 часа дня. Сейчас невольно припоминаются слова Пушкина:
И где мне смерть пошлёт судьбина:
В бою ли, в странствиях, в волнах,
Или соседние долины
Мой примут охлаждённый прах.
Но ничего, живы будем — не помрём, переживём все невзгоды и тяготы, если будем живы и здоровы, в новой счастливой жизни.
Носов П.
До свидания.