Гвардии рядовой Войцеховский Пётр Антонович

Передо мной несколько десятков писем с фронта Великой войны. Все они написаны одним почерком — есть на бланках, на карточках, на листах бумаги, свёрнутой «треугольником». Есть даже на обёрточной бумаге в самодельных конвертах. Всё на один адрес: г. Ворошиловград, ул. Свердлова, д. 40 и одному адресату — Заплавской Н. И. Эти письма писал Войцеховский Пётр Антонович

Он не претендовал на публикацию, письма написаны простым языком, без высокопарных слов, политических лозунгов и героических высказываний. Но во всех — полная уверенность в грядущей Победе, жажда встречи с родными и близкими, ненависть к фашистам и их пособникам. Все письма начинаются одной фразой: Дорогая Нинуся, Галочка, мама и папа — это самые дорогие люди солдата: cупруга, дочь, тёща и тесть.

Я попробовал найти родственников героя-фронтовика по указанному адресу. К сожалению, время не сохранило дом № 40 по ул. Свердлова. Да и от самой улицы почти ничего не осталось. Транспортная эстакада в районе вокзала рассекла её на две части — а так хотелось увидеть фотографию человека, узнать его биографию до и после Отечественной войны...

Что я смог узнать о нем? Знаю, что родом с Киевской области, знаю год рождения — 1907-й. Знаю, что принимал участие в эвакуации одного из заводов Ворошиловграда в декабре 1941-го и находился в городах Омске и Алма-ате, затем вернулся домой, был в оккупации. Вот, пожалуй, и всё. Остальное узнал по письмам. Учитывая, что после написания последнего прошло около 70 лет, возьму на себя смелость опубликовать выдержки из них — бесценных свидетелей истории Великой Отечественной войны.

14 февраля 1943 года Ворошиловград был полностью очищен от фашистов. В освобождении принимал активное участие 183-й гвардейский стрелковый полк 59-й гвардейской стрелковой дивизии. Просто Гвардейской — это позже она получит наименование Краматорской, будет награждена орденами Красного знамени, Суворова и Богдана Хмельницкого. Позже она будет входить в 6-ю Армию, а затем в 46-ю, пройдёт по дорогам войны до Австрии. Пока же дивизия в составе 3-й гвардейской Армии прошла по улицам разрушенного Ворошиловграда и без задержек ушла в район Северского Донца для участия в оборонительных боях.

Весь путь дивизии пройдёт с полком ворошиловградец Войцеховский Пётр Антонович. Его призвали в Красную армию сразу после освобождения города. Но он уже был в боях в 1942-м году, находясь в рабочем ополчении в г. Рубежном. Воевать пришлось не понарошку. Вот, что отражено в письмах тех дней.

16 апреля 1942 года:

Всё время находимся здесь в активной обороне… уничтожаем фрицев, всем выдали оружие, воюем через Донец, но близко то время, когда придётся столкнуться с ними поближе и доказать всю силу Советского оружия.

13 июня 1942 года:

с 12.05 по 01.06 пришлось много пережить и воочию увидеть все «прелести» войны. Эти 20 дней были очень тяжёлые. Всё это время вели бой по ту сторону Донца. С трёх сторон немцы, позади Донец, а сверху фашистские стервятники. Не было минуты, чтобы земля не дрожала. В газетах об этом месте писали и пишут [район Лисичанска, с. Привольное]. Сейчас мы в обороне на старом месте в Рубежном… Прошёл солдатскую закалку… Если получили то письмо, то знаете, что я, а также Краснов, награждены медалями за работу по ту сторону Донца.

Все письма того времени заканчиваются одинаково: Получаете ли письма от Шурика? — брат жены Петра, Заплавский А. И., в это время находится в Уральске в эвакуированной туда Ворошиловградской школе пилотов. Молодой лётчик осваивал штурмовик Ил-2. Не знал боец, что ровно через год ему снова придётся воевать в том же месте, но уже не обороняясь, а наступая на врага. Уже в кадровой армии, стрелком 183-го стрелкового полка он пришёл в район Привольного.

6 мая 1943 года:

Приближается лето, и настает горячее время. Наша соседняя часть форсировала Донец и громит проклятых немцев на той стороне.

За боевые действия и проявленную отвагу при наступлении на Привольное, стрелок Войцеховский был награждён 24.05.1943 медалью «За отвагу». После тяжёлых боёв полк был отведён на отдых. В сентябре наступление возобновилось.

19 сентября 1943 года:

Дорогая Нинуся, Галочка, Мама и Папа. Извините, что так долго не писал. Всё это время находимся в походе. Гнали немцев с Донбасса, теперь гоним с Украины… Движемся всё время по опустошённой Украине. Варвар поступает по-варварски и при своём уходе сжигает всё дотла. Очень редко попадаются нам уцелевшие деревни, и то кругом сплошные пожарища. Очень трудно смотреть на такие картины. Население осталось только то, что сумело спрятаться в лесах и балках. Жители встречают нас приветливо, приятно чувствовать себя освободителем. За работу меня представили к награде — ордену Красной Звезды… Как наша доченька? Очень хотел бы видеть вас всех. Но это будет в 1944 году, когда окончательно разобьём фрицев. Характерное явление по дороге наблюдаем — очень часто попадаются запачканные фашистские трусы и подштанники, с перепугу, очевидно, страдают расстройством желудка…

1 октября 1943 года:

…После праведных трудов нам дали пару дней отдыха… По дороге встречал земляков, которые были угнаны с Донбасса ещё в феврале месяце. Они вырвались, удалось бежать от фашистских мучителей из Запорожья… Вчера меня приняли в кандидаты ВКП(б), если доживу, то через три месяца буду уже членом партии. Вы уже в глубоком тылу, так что я за вас не беспокоюсь…

19 октября 1943 года:

Извините, что так долго не писал, но всё время воюем. Брали Запорожье. Сейчас от него уже далеко, все движемся вперёд и гоним фрицев.

28 октября 1943 года:

…За бои под Краматорском и Запорожьем меня представили к награде — орден Отечественной войны…

В наградном листе от 5 октября 1943 года, подписанном командиром полка Андрющенко, говорится:

07.09.1943 в наступательном бою за г. Краматорск, когда подразделениям батальона создалась угроза окружения, гв. красноармеец Войцеховский П. А. под сильным пулемётным и миномётным огнём обеспечил подразделения связью. Наряду с этим, принял участие в атаке, истребляя противника огнём из своего автомата. Возвращаясь по линии связи на КП батальона, тов. Войцеховский наткнулся на группу солдат противника, зашедшую во фланг нашим подразделениям. Тов. Войцеховский огнём из автомата и гранатами уничтожил несколько солдат, остальная часть разбежалась. Тов. Войцеховский достоин правительственной награды — Ордена Отечественной войны 2-й ст.

За эти же бои орденом Красной Звезды был награждён друг и земляк Петра, с которым они воевали еще на берегу Донца, — Гриша Краснов. Тоже ворошиловградец. Но не успел он получить награду. В бою 30 октября 1943 года гвардии красноармеец 183 гв. СП 59 Гв. СД Краснов Григорий Дмитриевич погиб смертью храбрых. Похоронили Гришу в с. Елизоветовка Запорожской обл. Вечная ему память.

28 ноября 1943 года:

Сейчас живу сегодняшним днём. Так хочется дожить до полного разгрома проклятых немцев и снова увидеть мирную жизнь, но на всё своя судьба. Как живёт Шурик, получаете ли от него письма? Может быть и он где-нибудь надо мной летает…

Войцеховский ещё не знал, что лейтенант Заплавский А. И. 29.09.1943 погиб смертью героя в Запорожском небе, возможно, летая «над головой» Петра. Герою-штурмовику было 20 лет. Он был уже опытным пилотом, награждённым орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 1-й ст. Сообщили ему о семейном горе лишь в январе 1944 года. Весть страшная, но была небольшая надежда. Вот строки письма от 11 января 1944 года:

…Конечно, вы всё горюете, но горем не надо убиваться. Я всё же надеюсь что о Шурике услышим…

Извещение на Заплавского пришло с текстом не вернулся с боевого задания. Надежда оставалась до конца войны, в письмах часто встречается упоминание о Шурике и возможном его возвращении.

12 апреля 1944 года, г. Одесса:

…Долго не писал, всё время были длительные переходы и очень мало отдыха. Сейчас второй день отдыхаем, гóрода ещё не видел, живём на окраине… Получился перерыв в письме. Командир вызвал и дал 1.5 часа на осмотр Одессы. Вдвоём с товарищем запрягли коня в таратайку и поехали в город. Были около большого театра и на Дерибасовской, и обратно…

20 апреля 1944 года:

…Уже перебрались через Днестр и по Бессарабии кочуем… Кругом сплошные виноградники, но вина нет. Всё припрятано или же выпили немцы. Когда они уже, паразиты, задохнутся окончательно…

25 апреля 1944 года:

…Дождаться бы полного разгрома проклятых немцев, и тогда бы мы зажили. Но этот момент наступит ещё не скоро, ещё немцев будем бить крепко, и чем ближе к их берлоге, тем больше они будут огрызаться, но всё же им конец будет…

Но были и приятные моменты. В этом же письме:

Сегодня в Днестре поймали большого сома. Варили уху и жарили… Сейчас мы на отдыхе, стоим в хорошей деревне. Жителей гражданских нет, все эвакуированы. Мы сами хозяйничаем…

А в письме от 3 июня 1944 года:

…Мы отдыхаем, кругом сады и виноградники, но они будут интересны, когда на них будут фрукты, но лучше бы свои кушать дома…

За 15 июля 1944 года:

…Кругом очень много вишен, уже абрикосы поспели. Это лето мы фруктами объедаемся, даже вареники делали с вишней, правда, ели их без мёду, но зато вместо сметаны было кислое молоко…

Отдых бывал нечасто и заканчивался приказами о дальнейшем наступлении. В июне 1944 года войска 59-й гвардейской стрелковой дивизии вошли в состав 46-й Армии 3-го Белорусского фронта. После освобождения Одессы, форсирования Днестра в районе Тирасполя и участия в Ясско-Кишинёвской операции, дивизия вступила на территорию Румынии.

12 августа 1944 года:

…Скоро мы начнём гнать «руманистов», хоть бы удачное начало было, а там пойдёт как по маслу…

В начале сентября поступил приказ перейти на территорию Болгарии. Это была вторая страна красноармейца Войцеховского.

11 сентября 1944 года, Болгария, г. Разград:

После длительного пути через Румынию и по Болгарии, имеем день отдыха… Движемся беспрепятственно, бывают иногда инциденты, но редко. Болгары встречают нас хорошо, всё можно купить в магазинах. Наши деньги здесь ценятся высоко: пачка папирос — 10 коп., десяток яичек — 60. Ежедневно делаем по 40-50 км. — переходы суворовские.

Пройдя маршем и без боёв северную часть Болгарии, дивизия вновь оказалась в Румынии.

19 сентября 1944 года:

Твоё письмо от 24.08 получил. За это время прошли Румынию, были в Болгарии, вернее, проходили её. Проходили г. Русе [третий по величине город Болгарии]. Сейчас снова движемся по Румынии.

В этом же письме, как и во многих других, строчки, обращённые к дочери:

Дорогая доця Галочка! Мама пишет, что ты собираешься в школу. Надеюсь, что ты будешь заниматься хорошо и поведение твоё будет отличное. В Болгарии и Румынии большинство деток не учатся, потому что нету школ. Все они очень бедные и до большого возраста ходят босиком и вместо платьев и штанишек ходят в одних длинных рубашках. Очень жаль таких деток. Но здесь богачи их не жалеют…

А впереди были сентябрьские бои в Югославии, кровопролитные бои в Венгрии. Войскам 46-й Армии (уже в составе 2-го Украинского фронта) был дан приказ двигаться на Будапешт. Вот письма того периода.

От 21 октября 1944 года:

Мы уже несколько дней движемся по Венгрии. Фашистская пропаганда запугала их русскими. Когда заходим в квартиру, то хозяева поднимают руки вверх, трясутся, как в лихорадке. Через некоторое время это проходит, поскольку мы им никакого вреда не делаем. Буржуазия всё бросает и удирает в Будапешт…

27 октября 1944 года:

Проклятые мадьяры сдаются только группами, а в общем, все рук вверх не поднимают. Далеко позади осталась родная Украина, покорённая Румыния, трудно покорённые Карпаты, с руками поднятыми Болгария и дружественная нам Сербия. Венгры и немцы упорно сопротивляются, но Гвардейцы сломят это сопротивление, и заставят их поднять руки.

Декабрьские бои за столицу Венгрии Будапешт были жестокими. В конце декабря окружённому противнику было предложено сдаться, но в ответ советский парламентёр был убит, осада города затянулась. Жизнь продолжалась.

2 декабря 1944 года:

Сейчас сижу в тёплой хате и инструктирую хозяйку, как варить русский борщ. Мясо, картошка уже готовы, сейчас бросает капусту и томат. Живём, вернее, питаемся за счёт Венгрии.

20 декабря 1944 года:

Пару дней у нас была передышка, за это время я отправил тебе два письма сразу, одно носил в кармане 8 дней, потому что не было возможности его отправить. Оно вместе со мной переплавлялось через Дунай.

И вот наступил победный 1945 год.

1 января 1945 года:

С Новым Годом! Дорогие Нинуса, Галина, Мама и Папа. В новом году желаю вам здоровья, дождаться скорейшего разгрома врага и конца войны… Освободился ровно в 12, выпил стопку водки за ваше здоровье, больше обстановка не позволяет…

Боевые действия за Будапешт продолжаются.

8 января 1945 года:

За форсирование Дуная представлен к Звёздочке [орден Красной Звезды], но это ещё не утверждено выше. В общем, может быть, а может и нет.

14 января 1945 года:

…Чёртовые отрепья, за каждый клочок цепляются зубами. Но они у них уже выщерблены и придёт тот момент, что вышибем до последнего.

20 января 1945 года:

…Сейчас стало немного легче, и наверняка остервенелым немцам скоро и на нашем участке достанется по заслугам.

2 ферваля 1945 года:

…Пока крутимся на месте, но скоро и мы должны пойти вперёд. Бросался [фашист] на нас, как бешенная собака, но уже истёк кровью и выдохся. Успехи на других фронтах во многом помогли нам… Сыт, в тепле, покуриваем мадьярский табачок и попиваем ихнее винцо. Правда бывают и тяжёлые моменты, но за это время привык ко всему и духом не падаю.

И вот на участке фронта наступило затишье. В 10 часов утра 13 февраля 1945 года столица Венгрии Будапешт была полностью очищена от врага. Долгих 108 дней длились бои за этот город.

14 февраля 1945 года:

…Сейчас ночь, можно и подумать немножко, и вспомнить хорошее из нашей жизни, и помечтать о тебе. Тишину нарушают изредка частая трескотня пулемётов и редкие разрывы снарядов. Наша богиня [артиллерия] молчит, но уж если загремит, так никакой небесный гром с ней не сравнится. Скорее бы дождаться окончательного грома над Берлином и над остервенелой головой Гитлера. Их конец уже недалёк. Вчера пал Будапешт, и, очевидно, скоро двинемся дальше, загонять шакалов в их берлогу и там уже добивать со всех сторон.

20 февраля 1945 года:

Столица венгров пала, но долго они будут помнить штурм русских. В таком огромном городе ни одного дома нет целого: то разнесён бомбой, то разбит снарядами. Только сохранились некоторые убежища и подвалы. Не один десяток лет им понадобится, чтобы отстроить свою столицу.

Но война продолжалась. После ликвидации будапештской группировки врага создались условия для завершения освобождения Венгрии и разгрома немцев в Австрии. 46-я Армия в середине марта начала выдвижение в сторону австрийской границы.

12 марта 1945 года, Венгрия:

Скоро, очевидно, будем в движении… Ждём его с нетерпением, и если будет удачно, так по газетам узнаете. Проклятые фрицы ещё огрызаются, но это предсмертные судороги.

И вот, 25 марта наши войска вышли на границу с Австрией. 4 апреля Венгрия была полностью освобождена.

7 апреля 1945 года, Австрия:

Уже несколько дней движемся по Австрии, это почти Германия. Большинство населения немцы, есть часть хорватов, те частично остаются дома, а немцы, очевидно чувствуя свою вину перед русскими, бросают всё и бегут…

Наконец настал столь долгожданный День Победы.

10 мая 1945 года:

Дорогие Нинусенька, Галочка, Мама и Папа. Поздравляю вас с Праздником Победы. Не верится, что всё закончилось, мы, Иваны [так нас раньше называли фрицы], ПОБЕДИЛИ И ПРОИЗВЕЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗГРОМ. Слава нам, Иванам. Недалёк тот час, и мы встретимся. Сколько пережито, сколько раз были моменты, что жизнь висела на волоске, но остался жив и, может быть, всё же, дождусь вас обнять, мои дорогие. До мозга ещё полностью не доходит, что всё закончено. Движемся вперёд очень стремительно. Вот поехали, на следующей остановке снова начну писать.

Но День Победы не стал полным окончанием боевых действий.

Продолжение письма 15 мая 1945 года:

Итак, за 4 дня не было возможности писать. За эти дни прошли мы километров 200 и встретились с союзниками — американцами. По дороге — тысячи брошенных машин: танки, пушки и прочее. И Фрицы, и Гансы тоже тысячами бредут, опустивши свои арийские носы и униженно улыбаясь, и смущенно пытаются своим взглядом высосать с каждого бойца своё будущее.

В конце мая пришлось выполнять ещё одну боевую задачу.

25 мая 1945 года:

…Писать было некогда. Догоняли капитулировавших немцев, которые стремились удрать к союзникам. По бокам дороги и по полям были воткнуты белые флаги. Поэтому мы догадались, что произошло большое событие, потом узнали о капитуляции, а потом уже стали догонять Фрицев и Гансов. Вид, конечно, у них был жалкий, с заискивающей гримасой. Всё твердили «гут Русс», боясь расплаты за прежние грехи. Встречал много «земляков», которые были в Донбассе и даже в Ворошиловграде. Этим, конечно, досталось, несмотря на «гут Русс». Потом встретились с американцами, которые воевали не так, как мы, а в остальном, конечно, нам не уступают. Ну и мы в Европе не уступаем им…

На этом фронтовые письма кончаются. Войцеховский до середины июня 1945 года был в Австрии, затем Чехословакия, Румыния, Бессарабия. В августовском письме читаем:

Сперва думали, поедем на Восток [война с Японией], но там обошлись без нас. Здесь мы тоже нужны для внедрения демократии.

В конце 1945 года он вернулся домой в Ворошиловград. Так закончился путь советского солдата длиною в три с лишним года.

Надеюсь, что после публикации этого материала, в Луганске найдутся люди, обладающие информацией о семье Войцеховского, и мы узнаем больше о необычной судьбе нашего земляка.

01.04.2013
Лев Лукашов, г. Луганск
публикуется с разрешения автора для pismasfronta.ru

P.S. После активных поисков, выступлений по областному радио и телевидению, публикаций в городских и общегосударственных газетах, было ощущение, что ни о Заплавском А. И., ни о Войцеховском П. А. не удастся получить никаких дополнительных сведений. Но во второй половине июня раздался долгожданный звонок от журналиста областного радио. Ей позвонила бывшая одноклассница Галины Войцеховской. Она часто бывала в доме, знала хорошо всю семью. Я связался с ней и выяснил, что Галина Войцеховская и её младшая сестра Наталья живут в г. Донецке. Теперь найти их было «делом техники». Дочь Галины Войцеховской Любомира привезла из Донецка такие долгожданные фотографии Петра Антоновича Войцеховского и Александра Ивановича Заплавского. Так закончилась история одного поиска.

Уважаемые посетители, вы можете присылать «письма с фронта» для размещения на сайте на адрес: letter@pismasfronta.ru
© 2012-2024, «Суть времени» и «Родительское Всероссийское Сопротивление»